?

Log in

No account? Create an account
Специализация - удел насекомых. Интересная идея. - ТоТ List — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
ToT

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Специализация - удел насекомых. Интересная идея. [Jun. 9th, 2015|01:35 pm]
ToT
[Tags|, , ]

Было бы очень годной затеей, все же теория без практики мертва.

Оригинал взят у akuklev в Специализация — удел насекомых.
Во френдленте в очередной раз процитировали Хайнлайна про удел насекомых. Этот отрывок по популярности среди моих френдов может конкурировать разве только со стихотворением Киплинга «Если». В связи с этим вспомнилось мне вот какая тема:

Ещё каких то 150 лет назад подавляющее большинство людей знало, как устроены и как в общих чертах делаются все рукотворные предметы, с которыми им приходится иметь дело:
– Не только как готовят еду, но и как и из чего делают продукты;
– Не только как шьют одежду, но и как и из чего делают ткани;
– Как делают хозяйственные инструменты и прочие орудия труда;
– Как строят дома, как делают мебель, как делают посуду;
– Как варят мыло, выпаривают соль, как красят ткани.
Лишь редкие области, такие как металлургия, стекловарение, оружейное дело и т.д. оставались для населения таинственными и волшебными.

Сегодня подавляющее большинство людей живёт в полностью «волшебном» мире. Они пользуются вещами, об устройстве которых не имеют ни малейшего представления. Дело тут не только в том, что развелось много нового, но и в том, что нафиг позабыто старое, огромные массы людей всерьёз не знают о связи молока и коров, а о том, как работает электростанция не знает по статистическим меркам никто. В демократическом обществе последствия катастрофически, это самая первая причина современного зелёного луддизма. Посему первоочередной целью образовательного комплекса в демократических странах должно быть исправление положения.

certus говорил, что хорошо бы ввести такой предмет, как «технология», где бы рассказывалось про устройство отдельных механизмов, которыми мы пользуемся, и промышленности в целом. Хочется пофантазировать, что бы можно было включить в программу такого многолетнего курса. У меня пока вырисовываются несколько частйй курса, которые нужно вести параллельно:
– Ремёсла: как делают посуду, мебель, одежду, обувь, металлическую, деревянную, керамическую, стеклянную и пластиковую утварь.
– Бытовая техника: как работает плита, лампа, кран-смеситель, водопровод, отопление, стиральная и посудомоечная машины, утюг, фен, наушники/колонки, радио, телефон, телевизор, микроволновка и компьютер.
– Машины: как работает швейная машинка, ткацкий станок, гончарный станок, токарный станок, фрезерный станок, формовочный пресс; паровая машина, двигатель внутреннего сгорания и дизельный двигатель, электродвигатель.
– Промышленность:
  – легкая промышленность от сбора хлопка/льна/шерсти до изготовления готовой одежды на фабрике;
  – добыча ископаемых/металлургия/машиностроение от добычи руды в шахтах до труб, кранов, столовых приборов и автомобилей;
  – химическая промышленность, изготовление пластмасс, каучука, резины; фильтрация, очистка и переработка бытовых и промышленных отходов;
  – энергетический комплекс: устройство электростанций, добыча и переработка торфа, угля, нефти и урана, устройство линий электропередачи;
  – пищевая промышленность: от подсечно-огневого земледелия до ГМО с тракторами-комбайнами, а также всё о том, как изготавливаются распространённые продукты;
– Транспорт: устройство автомобилей, водного и воздушного транспорта. Устройство и построение систем железных и автомобильных дорог, воздушных трасс, организация систем общественного транспорта.
– Строительство: как строят дома, как прокладывают магистрали, почему мосты, башни и небоскрёбы делают подвижными.
– Бытовая химия и лекарства: как работает мыло, стиральный порошок, шампунь, омыватель стёкол. Как работают капли в нос, что делают антибиотики, как работает аспирин, как работают прививки.
– Измерительное, диагностическое и химическое оборудование: как работают рентген-аппарат, аппараты УЗИ, ЭКГ, томографы разных мастей; как работает перегонный аппарат, масс-спектрометр, хроматограф; разные сорта микроскопов.
(Если придумается, что добавить — пишите в комментах.)

Курс такого объема по всей видимости должен быть растянут чуть ли не на всю школу. Занятия, на мой взгляд, должны состоять из двух частей: теоретической, где учащиеся должны просто посмотреть заранее заготовленную видеолекцию, задать вопросы преподавателю и сдать мини-тест, и практической, где каждый ученик будет иметь возможность самостоятельно сшить, слепить, выточить на станке, сшить швейной машинкой, провести масс-спектрометрию неизвестной субстанции, сделать себе УЗИ, сыграть в групповые и/или компьютерные игры по созданию сети железных дорог, горнодобывающего комплекса, швейной фабрики, энергокомплекса областного масштаба. Чтобы информация не забывалась, в каждый семестр обучения необходимо уделять часть времени на краткое повторение материала предыдущих семестров.

Интересно, сколько учебных часов потребовалось бы для такого предмета и как можно было бы технически организовать обучение?


*********
Мне лично кажется, что не хватает:
Радио и микроэлектроники, программирования микроконтроллеров и ОС.
Логистики.
Практики руководства и координации.
Простейших навыков бухгалтерского учета и планирования бюджетов с использованием статистики. - У Хайнлана это в первую голову упомянуто.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: froggreen
2015-06-09 11:54 am (UTC)
и выкинуть на хвиг валеологию с половым воспитанием. закон Божий перевести в воскресные/субботние/пятничные (в зависимости от религии) школы. а основы культурологии и философии в школе! сколько времени траться на всё это
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: froggreen
2015-06-09 11:57 am (UTC)
тратится, в смысле)) не научилась нормально пальцами по экрану набирать
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-09 12:04 pm (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-09 12:03 pm (UTC)
:) Половое воспитание в курс биологии, расширить и углубить только без морализаторства и пошлости.

А чем тебе культурология и философия не угодили? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: froggreen
2015-06-09 12:19 pm (UTC)
не знаю, как у вас, а у нас оно идет
1.в выпускном классе (на итоговые тесты не влияет вообще никак). отношение понимаешь;-)?
2. учебники пишут доктора наук. классно. аспирантам самое оно. даже студиозы с трудом пробиваются.
усвояемость представь. и потерянное (практически в полном смысле слова) время.

как по мне, эти предметы хороши на втором курсе ВУЗа. тогда это не тупо зубрёжь, а хоть какая-то попытка осмыслить
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-09 12:30 pm (UTC)
1) У нас вроде нема. В выпускном классе имхо поздно.

2) Учебники переделать. Был у нас в школе экспериментальный предмет: "Этика и эстетика" - смесь сравнительной культурологии и философии в формате дискуссионного клуба. По полезности преплевывал 80% школьной программы. ИМХО.
Не все пойдут в вузы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: froggreen
2015-06-09 12:36 pm (UTC)
уточним - любое последующее образование на втором его году. тех, кто далее не будет учится вообще никак не так-то много. как и тех, кто бросает школу в 6-7-м классе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-09 01:11 pm (UTC)
В техникум такой предмет не влезет. А ощее представление быть должно. :) Так что только школа. только программу нормализовать и вперед.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soulim
2015-06-09 07:16 pm (UTC)
Идея занятная, но скорее ненужная. Если впихивать такой объём знаний в школьную программу, то выпускной будет как раз перед пенсией.
Учебники и писать не надо — они уже готовы в виде многочисленных серий детских энциклопедий типа "Всё обо всём". Кто интересуется — тот и так их читает, кому до лампочки подобные вещи (они потом себя обычно гордо именуют гуманитариями), то им эти занятия тем более ни к чему.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-09 08:29 pm (UTC)
Не согласен. Имхо если продумать хорошенько то все возможно. В действительности подобный предмет мог бы нанизать на себя все физики, химии, биологии, черчение, труд и рисование. И частично растворить в себе. Собственно сделать лекционную теорию в классическом школьном объеме, а всю практическую часть вывести в этот предмет, согласовав программы. Но продумывать подобное нововведение надо будет очень серьезно, иначе получится фигня.
:) Вот уж от тебя не ожидал гумманитариефобии. :)
Можешь написать кстати в головном посте. У меня то ЖЖ тихий совсем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soulim
2015-06-10 10:07 am (UTC)
Вот именно, что никто у нас этим серьёзно заниматься не будет и легко прогнозируется фигня на выходе) Сколько лет они единый учебник по истории уже пишут? А тут такие масштабы + практическая часть, требующая соответствующего финансирования.

Это не фобия) Просто в последнее время слово гуманитарий стало синонимом дурнообразованного человека. Когда такой человек встречается с чем-то естественнонаучным или техническим, что не в силах понять, то сразу ставит себе в оправдание этот статус — мол чего вы мне тут объясняете, я гуманитарий. Недавний пример про 8 млн населения.
Сам видел однажды, как в питерском планетарии одной блондинке лектор 20 минут пытался втолковать принцип маятника Фуко и почему в домике, расположенном на южном полюсе все окна выходят на север. У них даже спор вышел в конце которого она заявита ту же фразу — я гуманитарий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-10 01:41 pm (UTC)
Ты не совсем прав. История это сложно. Слишком быстро колеблется линия партии.
В этом смысле технология проще и очевиднее.

:) Считаю что ты не прав. Собственно в случаях подобных тобой описанному имеет смысл писать термин в кавычках. Вон Задорнов МАИ закончил, вспомни какую ересь он несет во всем начиная с истории, филологии и заканчивая медициной. И чего будем ли мы считать что он инженер после этого?
Гуманитарные науки под гораздо большим прессингом это первое, а втрое, многие из них на существенно более низком уровне теории находятся. В реальности когда нибудь они станут столь же строгими как и технические. Но до этого еще далеко.
То что ты имеешь в виду не гуманитарии, просто невежи. Как они себя называют при этом не важно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soulim
2015-06-10 06:11 pm (UTC)
Технологии проще, но она тоже динамично развивается и постоянно появляется что-то новое.

Это да, в кавычки можно и вообще ничего против гумнаук не имею)

Перечитал ещё список — ну очень многое в том или ином варианте рассказывается в школьной программе в разных предметах, какой смысл выделять это в один отдельный. Огромный поток информации, который не факт, что будет востребован в будущем многими учащимся. Аналогия нынешней химии — интересный, но абсолютно не нужный большинству школьников в будущем предмет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tot_13
2015-06-10 06:16 pm (UTC)
Согласен. Нужно постоянно дорабатывать программу.

:)

Так и есть. Идея состоит в том что бы все это объединить и придать практическую форму, а из тех мест где оно сейчас почистить. Ну как семинары и лабораторные работы соотносятся с лекциями в институте.
(Reply) (Parent) (Thread)